Безопасность. Настройка. Интернет. Восстановление. Установка

Фариз и суннат намазы. Дополнительные суннат намазы

Во времена пророка сподвижники старались повторять каждое его пророка. Трепетно относились к дополнительным молитвам, старались быть постоянными в них. Они в отличии от современных мусульман знали цену дополнительных молитв, и не оставляли их так как это только желательное действие.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Всеблагой и Всевышний Аллах сказал:


“Я объявлю войну враждующему с тем, кто близок ко Мне! Любимейшим из всего, что бы (ни делал) раб Мой в стремлении приблизиться ко Мне, является для Меня то, что Я вменил ему в обязанность, и будет раб Мой стараться приблизиться ко Мне, посредством желательных поклонений (“навафиль” т.е. дополнительные молитвы, посты и прочие благие дела, совершаемые благочестивым человеком добровольно),
пока Я не полюблю его.

Когда же Я полюблю его, то стану его слухом, посредством которого он будет слышать, и его зрением, посредством которого он будет видеть, и его рукой, которой он будет хватать, и его ногой, с помощью которой он будет ходить. И если он попросит Меня (о чём-нибудь), Я обязательно дарую ему (это),

а если обратится ко Мне за защитой, я обязательно защищу его». (аль-Бухари, 6502).

В своей основе добровольные намазы можно читать в неограниченном количестве, в любое время, кроме пяти запретных времён:
1. После утреннего намаза вплоть до начала восхода.
2. Во время самого восхода.
3. Во время зенита.
4. После аср-намаза до заката солнца.
5. Во время заката.


Однако приведём ниже установленные добровольные намазы, которые совершал пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, и достоинство которых велико.


Установленные добровольные молитвы:
1. Суннат-намазы (раватиб), два раката до утреннего намаза, четыре раката до обеденного (зухр) намаза и два после него, два раката после магриб-намаза, два раката после иша-намаза, всего двенадцать ракатов. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто прочитает двенадцать ракатов в течение дня и ночи, тому будет построен дом в Раю» (Муслим, 728).


2. Тахаджуд-намаз или ночное выстаивание и витр. Сказал пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует: «С наступлением последней трети каждой ночи Всеблагой и Всевышний Господь наш нисходит к нижнему небу, говоря: “Кто станет обращаться ко Мне с мольбами, чтобы Я ответил ему? Кто станет просить Меня (о чём-нибудь), чтобы Я даровал ему (это)? Кто станет молить Меня о прощении, чтобы Я простил его?”» (аль-Бухари, 1145).

3. Духа-намаз (намаз, читаемый после восхода солнца до начала зенита). Сказал Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах: «Тот, кого любил я больше всех (пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует), дал мне наказ поститься по три дня ежемесячно, совершать по утрам духа-намаз в два раката и совершать витр перед сном». (аль-Бухари, Муслим).


4. Два раката намаза после омовения. Однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Билялу: «О Билял, скажи мне, какое из дел, совершённых тобой в Исламе, внушает больше всего надежд (на получение награды), ибо, поистине, я слышал стук твоих сандалий, раздававшийся передо мной в Раю?» На что Билял ответил: «Ничто из сделанного мною не внушает мне столько надежд, как то, что в какое бы время ночи или дня ни совершал я омовение, после этого я обязательно совершал из молитвы то, что было предписано мне совершить (т.е. столько, сколько мог).» (аль-Бухари: 1149).

5. Четыре раката до аср-намаза . Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Да помилует Аллах человека, совершающего молитву в четыре раката перед послеполуденной молитвой» (Абу Дауд, ат-Тирмизи).


6. Два раката до магриб-намаза . Сказал пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, повторив трижды: «Молитесь перед магрибом, добавив на третий раз: «Это для тех, кто пожелает» (аль-Бухари, 1183).


7. Два раката между азаном (первым призывом) и икамой (вторым призывом). Передают со слов ‘Абдуллаха бин Мугаффаля аль-Музани, да будет доволен им Аллах, что (как-то раз) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, трижды сказал: «Между каждыми двумя призывами – молитва», (а потом добавил): «Для того, кто (этого) пожелает». (аль-Бухари,624, Муслим).


Также существуют: намаз-истихара (при спрашивании у Аллаха совершения правильного выбора), а так же намаз-приветствия при входе в мечеть, а так же два раката после тавафа (семикратного обхода Каабы), истиска-намаз (намаз испрашивания дождя при засухе), кусуф-намаз (при затмении солнца или луны), два праздничных намаза (на Ураза-байрам и Курбан-байрам). Далилей (доказательств), указывающих на эти намазы, очень много. Можете подробнее прочитать в сборниках достоверных хадисов.

Вопрос:

Какова позиция шафитского мазхаба касательно желательных намазов, совершаемых после обязательных и перед ними (раватиб). Сколько их, какие из них более желательны (муаккада), а какие – менее (гейр муаккада)? Разъясните, на какие виды делятся желательные (мандуб) молитвы.

Ответ:

Для начала надо разобраться с терминологией и понять, что подразумевается под такими категориями, как «сунна» и «мандуб». То, что вы назвали сунной в своем вопросе, – это желательные молитвы, которые факихи называют «раватиб», т. е. желательные молитвы, совершение которых связано с совершением обязательных молитв. В шафиитском мазхабе все молитвы, кроме обязательных, называются «нафль» или «татавву», и их синонимами являются «суннат», «хасан», «мураггаб фих», «мустахаб» и «мандуб». Всё это в книгах мазхаба – синонимы, и их заменяют словами «нафль» или «нафиля».

Что касается желательных молитв, которые совершаются до и после обязательных, то их задача – устранить и смыть небольшие неточности или забывчивость, которая нападает при совершении обязательных молитв.

Так как вопрос касается не обязательных молитв, а желательных, то тут существует множество мнений. Мы всегда должны проявлять гибкость в этих вопросах и понимать, что наличие разных мнений – это милость для общины. Но, тем не менее, достоверное мнение в мазхабе (аль-кавль аль-мутамад) хорошо разъяснено в книге «Фатх аль-муин» учеником имама Ибн Хаджара имамом аль-Маллибари, рахимахуллах.

Наш мазхаб делит желательные молитвы на две группы:

1. Молитвы, которые желательно совершать с джамаатом, и это два праздничных намаза, кусуф и хусуф (намазы лунного и солнечного затмения), истиска (намаз испрашивания дождя) и таравих.

2. Намазы, которые желательно совершать индивидуально, такие, как раватиб, витр, зуха, намаз приветствия мечети (тахият масджид), истихара, намазы, совершаемые в Мекке (таваф и ихрам), намаз, совершаемый после омовения, аввабин (намаз между магриб и иша), тасбих и ташахуд.

Намазы-раватиб (ещё их называют «ас-сунан ар-ратиба маа аль-фараид», т. е. сунны, которые совершают вместе с обязательными молитвами) – это желательные молитвы (нафиля), которые совершают до или после обязательных молитв. Они, в свою очередь, делятся на два вида: раватиб муаккада и раватиб гейр муаккада.

Общеизвестно, что раватиб муакада – это 10 ракаатов (одним из смыслов и мудростей того, что таравих состоит именно из 20-ти ракаатов, является удвоение количества раватибов муаккада, чтобы получить большую награду в этот благодатный месяц; на самом деле, таравих – это тоже вид раватиба).

Итак, 10 раватибов муаккада:

Два ракаата перед субх;

Два ракаата до зухра;

Два ракаата после зухра;

Два ракаата после магриба;

Два ракаата после иши.

Раватиб гейр муаккада – это 12 ракаатов:

Два дополнительных ракаата перед зухром;

Два дополнительных ракаата после зухра;

Четыре ракаата перед асром (с двумя саламами);

Два коротких ракаата перед магрибом (в промежуток времени между азаном и икаматом)

Два коротких ракаата перед ишей (в промежуток времени между азаном и икаматом).

В итоге получается 22 ракаата каждый день.

Более корректное понимание значимости желательных молитв лежит не в терминах «сунн», «мандуб» или «нафль», как может показаться на первый взгляд. Все намазы по их значимости можно разделить на две группы:

1. Обязательные молитвы;

2. Желательные (нафль, татавву, суннат, хасан, муггараб фих, мустахаб, мандуб).

Намаз является одним из пяти столпов, на которых зиждется Ислам. Первое, что отличает мусульманина от остальных людей, после произнесения свидетельства единобожия, – это чтение молитвы. В достоверном хадисе говорится: «Намаз – самое важное дело и опора ислама» (передан Ахмадом, Ат-Тирмизи и др.). В некоторых мусульманских странах по человеку, который не молился при жизни, не совершается погребальная молитва. Это свидетельствует о трепетном, ответственном отношении уммы – общины мусульман – к данному обряду поклонения. Именно поэтому, как только пришло время, мусульмане спешат совершить молитву без промедления.

Салят («молитва» - араб.) для мусульманина – разговор с Господом, Творцом всего сущего. Искреннее совершение молитвы всегда подразумевает смирение перед Аллахом – хушу’. Когда человек встает на солят, он оставляет мысли о мирском, не видит между собой и Богом преград, смиряется перед Его величием и понимает, насколько мелки проблемы и заботы этого мира.

В истории описаны случаи, когда верующим приходилось делать операции без анестезии, и они, чтобы преодолеть боль во время хирургического вмешательства, совершали намаз. Эти люди настолько предавались диалогу с Аллахом, что у них притуплялось даже ощущение боли.

Каждому мусульманину нужно знать, как правильно делать намаз, какие у него бывают разновидности, что за слова в нем читаются. Рассмотрим положения молитвы подробнее.

Время намаза

Как пришло в Коране, у любого салята есть предназначенное ему время. Мусульманин обязательно молится пять раз в день. Временные промежутки молитв подробно описываются в книгах по исламскому праву со ссылками на слова и действия Посланника (мир ему и благословение Аллаха). Знание об особенностях и условиях намаза было передано Пророку через ангела Джибриля.

Пять намазов называются следующим образом:

  • Фаджр (рассветный намаз);
  • Зухр (обеденный намаз);
  • Аср (послеполуденный намаз);
  • Магриб (закатный намаз);
  • Иша (ночной намаз).

Салят не читается при восходе и заходе солнца, а также во время зенита.

Некоторые мусульмане полагают, что занятость на работе или учебе, нахождение в пути, болезнь, прогулка на улице или торговом центре могут служить оправданием для пропущенной молитвы. Однако это не так. Когда человеку затруднительно совершать некоторые действия (например, во время болезни или в дороге, в старости), для него предусмотрены облегчения: если невозможно читать намаз стоя, разрешено молиться сидя. Сложно сидеть - можно читать лежа, не получается лежа - читают глазами. Если человек не может делать знаки глазами, тогда совершает молитву сердцем. Но не оставляет ее. В пути можно сокращать 4-х ракяатные намазы до 2-х ракяатных (при выполнении определенных условий).

Если совершение молитвы вовремя предписано даже тем, кто не в состоянии пошевелить глазами, какие причины для пропуска времени могут быть у здоровых мусульман? Только такие, что не зависят от него: потеря сознания, сон, забывчивость (при условии, что человек проспал не специально и предпринял все возможное, чтобы не пропустить намаз - вовремя лег спать, поставил будильники и т.п.).

Если человек пропустил намаз, он восполняет его сразу, как только придет в сознание, проснется или вспомнит.

Важно совершать все молитвы вовремя, иначе есть риск, что они не будут приняты Всевышним. О халатном отношении ко времени, положениям солята Аллах предостерегает в Коране, упомянув пренебрежение к намазу наряду с лицемерием:

Горе молящимся, небрежным к своим молитвам, которые лицемерят ().

Каждый мусульманин боится быть похожим на лицемеров, ведь для них уготовлены худшие мучения. Поэтому верующие стремятся искоренить в себе присущие грешникам характеристики, стараясь совершать молитву как полагается и оберегая ее.

Обязательные намазы

Обязательные молитвы (фард) – это те, совершив которые человек получает награду, а за их оставление ему записывается грех. Рассмотрим подробнее, какие молитвы относятся к обязательным в Исламе.

Как было упомянуто ранее, мусульмане ежедневно совершают 5 молитв: утреннюю (состоит из двух ракяатов), полуденную (четыре ракяата), послеполуденную (четыре ракяата), вечернюю (три ракяата) и ночную (четыре ракяата).

Помимо ежедневных молитв, мусульмане должны выполнять следующие намазы:

  1. Пятничный (джума) намаз для мужчин. Читается в мечети с имамом, время его совершения приходится на полуденную молитву. Перед пятничным намазом, который состоит из двух ракяатов, имам произносит хутбу – проповедь. К выполнению салята джума верующих в пятницу призывает два азана. Совершивший джума, уже не читает полуденную молитву.
  2. Праздничные (Ид) намазы. Совершаются в дни двух великих исламских праздников – Жертвоприношения и Разговения, после того, как взошло солнце. Со времен Пророка все мусульмане собирались на открытых площадях для совместного совершения праздничных двухракяатных намазов, которым предшествовали увещевания – проповеди.
  3. Молитва при погребении (джаназа). Совершается по усопшему перед преданием тела земле. В этой молитве отсутствуют какие-либо поклоны. Для выполнения обязательства достаточно, чтобы салят-джаназа выполнила группа верующих. В случае если не окажется совершивших погребальную молитву, грех ляжет на плечи всей уммы.

Чтение перечисленных трех намазов осуществляется совместно – джамаатом. Во время намаза мусульмане выстраиваются в ряды за имамом и совершают все действия за ним. Порядок выстроившихся людей таков: сначала стоят мужчины, затем – дети. В дальней части зала молятся женщины-мусульманки. Смешивать мужские и женские ряды категорически запрещается, это противоречит целомудрию и скромности.

Для мужчины лучшим местом совершения коллективной молитвы считается первый ряд среди молящихся, худшим рядом является последний. Поэтому мужчины спешат на совместный намаз и остерегаются опоздания на него. Для женщин же, наоборот, предпочтительными являются последние ряды – там, где они находятся подальше от мужчин и поближе к выходу, что позволяет уйти незамеченными.

Суннат намазы

Помимо обязательных молитв, существуют желательные – суннат намазы. За их выполнение записывается награда, но за пропуск не будет греха. Суннат намазы, которые читаются до или после фард-намазов, называют «рауатиб». Их время соответствует времени выполнения обязательных молитв. К ним относятся:

  1. Два ракаята перед фаджром;
  2. Четыре ракяата до зухра;
  3. Два ракяата после зухра;
  4. Два ракяата после магриба;
  5. Два ракяата после иша

Хотя за пропуск салята рауатиб не будет греха, мусульмане стараются не пропускать их, потому что в Сунне пришло предупреждение относительно высокой степени и мудрости выполнения желательных молитв.

Дьявол – шайтан всеми способами стремится остановить верующего от совершения поклонения Всевышнему, и делает все возможное, чтобы мусульманин пропустил салят, или вовсе перестал молиться. Однако шайтану сложно заставить человека оставить сразу все намазы, поэтому он начинает с малого.

Когда мусульманин читает обязательные и дополнительные молитвы, то сатана побуждает его оставить сначала желательные. Если верующий поддается его наущениям, оставив рауатиб, он не заработает греха. Когда иман (вера) мусульманина повысится, он непременно возвращается к совершению суннат намазов.

Верующего, не читающего рауатиб, шайтан наущает сразу на пропуски фард-намазов, а оставление фард-намазов является куфром.

Таким образом, желательные молитвы – своеобразная защита для обязательных намазов, защита, которую сатане не удается быстро пробить. Поэтому первые мусульмане трепетно относились не только к фардам, но и суннатам: в истории передается, как они переживали, если по той или иной причине им приходилось пропустить желательные молитвы.

Витр

Ученые разошлись во мнениях относительно положения намаза Витр. Большинство посчитало этот намаз желательным – сунной, в то время как ученые ханафитского мазхаба назвали молитву Витр ваджибом.

Ваджиб, в соответствии с определением ханафитов, в обязательности ниже фарда, но выше сунны. Совершающий ваджиб мусульманин получает награду, оставляющий его – достоин наказания.

В переводе с арабского Витр звучит как «нечетный». Эта молитва состоит из нечетного количества ракяатов (в самой распространенной форме их три), в последнем читается дуа (молитва) Кунут. Витр-намаз совершают по прочтении молитвы Иша (после Витра до фаджра намазы уже не читают).

Нафиль намазы

По своему усмотрению мусульманин в течение дня может выполнять нафиль (дополнительные) молитвы. В Сунне приходят многочисленные примеры дополнительных салятов. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Тахаджуд (ночной дополнительный намаз). Этот салят читают после совершения фарда и сунната Иша, до выполнения Витра (так как Витр – последний намаз за день). Читают его по два ракяата – до восьми в общей сложности.
  2. Истихара (просьба помощи). Этот салят читается, когда человек приступает к новой работе, либо стоит перед выбором, не зная, как правильно поступить. Прочитав два ракяата намаза, мусульманин произносит дуа-истихара, прося помощи у Аллаха. И, полагаясь на Всевышнего, делает выбор. Если для него он окажется благом – Аллах предопределит благой исход и успех, если же окажется злом – Всевышний убережет его и заменит лучшим.
  3. Духа (дневной намаз). Читается по два ракяата, время его – после восхода солнца до зенита.
  4. Истиска (молитва о дожде). Совершается в период засухи, индивидуально или группой (джамаатом) мусульман, на полях, в мечетях. После совершения двух ракяатов произносится молитва о ниспослании дождя.
  5. Кусуф и хусуф (молитвы затмения). Их читают при затмении солнца и луны, джамаатом в мечетях. В каждом из двух ракяатов дополнительно совершается по одному поясному поклону, после которого продолжается стояние. Мнение ученых относительно обязательности этого намаза разделилось (фард или сунна).

Положения намаза

Чтобы намаз был действительным, нужно знать определенные правила – как его читать, каковы условия. Рассмотрим некоторые положения, выполнение которых обязательно для принятия этого вида поклонения.

  1. Мусульманину и мусульманке;
  2. Достигшим полового созревания (детям читать намаз необязательно, однако в целях воспитания и привития любви к поклонению желательно обучать их намазам с семи лет);
  3. Находящимся в здравом уме (на умалишенных эта обязанность не возлагается).

Условия намаза

Для действительности поклонения, перед намазом необходимо выполнить следующие условия:

  1. Очистить тело, одежду, место молитвы от нечистот;
  2. Очиститься от осквернения, совершив малое или большое омовение;
  3. Покрыть аурат – части тела, которые нельзя открывать перед посторонними;
  4. Направиться в сторону киблы (Каабы в Мекке);
  5. Читать намаз, когда его время зашло;
  6. Иметь намерение совершить тот или иной салят.

Обязательные составляющие

Сам намаз состоит из действий, которые необходимо совершать в определенном порядке. В саляте должны быть следующие составляющие:

  1. Произнесение слов «Аллаху акбар» в начале чтения;
  2. Стояние;
  3. Чтение Корана;
  4. Совершение поясного поклона;
  5. Совершение земного поклона;
  6. Последнее сидение перед приветствием.

Порядок выполнения

  • После выполнения необходимых условий намаза, мусульманин произносит такбир тахрими (слова «Аллаху акбар»). После такбира человек не должен думать о мирском: нужно осознавать, что он находится в поклонении перед Всевышним. На замену мыслям о бренном мире приходит размышление об аятах Корана, словах поминания Аллаха.
  • Далее читается дуа аль-истифтах (слова, произносимые в начале намаза). Текст этого дуа приходит в разных вариациях – в зависимости от того, на какой хадис опирается мазхаб.
  • После дуа читают истиазу (слова защиты от шайтана) и басмалю («Бисми-Лляхи-р-Рахмани-р-Рахим). Далее произносится сура Аль-Фатиха, первая сура в Коране. В этой суре отображены главные основы Ислама, поэтому важно знать значение читаемых аятов.
  • За сурой аль-Фатиха следует чтение любой другой суры из Корана (достаточно прочитать три и более аята).

На этом стояние в первом ракаяте завершается.

  • После стояния и чтения Корана совершается поясной поклон, в котором произносятся слова поминания Аллаха.
  • Выпрямившись из поясного, нужно сделать земной поклон, в котором также произнести слова поминания – зикры. Важно, чтобы лоб и ступни касались земли, а локти, наоборот, не соприкасались с ней. Земной поклон нужно совершать на семь точек: лоб с носом, ладони, колени, подушечки пальцев ног. После первого земного поклона необходимо сесть, остановиться в этом положении, и снова совершить земной поклон.

На этом первый ракяат закончен.

  • Второй ракяат начинается со стояния, басмали и чтения Аль-Фатихи. После «Открывающей Коран» читается любая другая сура (желательно, чтобы она находилась в Коране после той, что читали в первом ракяате).
  • Далее действия повторяются: поясной поклон, выпрямление из него, два земных поклона с сидением между ними.
  • Завершив второй ракяат в двухракяатном намазе, человек не встает, а остается сидеть.
  • Во время последнего сидения читаются слова ат-Тахият, Салават (приветствие Пророку), дуа (большинство богословов говорит о молитве из Корана «Раббана», либо другом дуа на арабском языке).
  • Поклонение завершается салямом: сначала в правую, потом в левую сторону.

Трех- и четырехракяатный салят разнятся тем, что при их совершении не нужно читать Салават и дуа после второго ракяата: произнеся ат-Тахият, нужно встать на третий ракяат. В третьем и четвертом ракяате читается только сура Аль-Фатиха. Завершив четвертый ракяат, нужно совершить последнее сидение, которое описано выше.

После намаза желательно произносить тасбих (слова поминания Аллаха).

Как видно, совершение молитвы – дело несложное, однако великое по значимости и обещанной награде. Для чтения салята не нужно много времени, а необходимость его совершения держит мусульманина в тонусе, в состоянии чистоты – духовной и телесной.

Во время совершения молитвы читается Коран – лекарство для сердец. Сегодня доступно множество записей чтения сур для намаза, слушать которые можно совершенно бесплатно. Также для наглядности есть возможность скачать видео о намазе – и все становится еще проще.

Перед истинно верующим человеком не будет преград для осуществления дел, которые повелел Всевышний и которые Он любит. Нужно только начать, а Аллах не оставит без помощи верующих.

Вопрос. Мы видим в мечетях некоторых молящихся, не исполняющих сунну после первого азана в пятницу, а большинство исполняют этот намаз до фарда, как и после фарда. Поэтому прошу разъяснить шариатскую законодательность суннат-намазов до и после пятничного фард- намаза, да вознаградит вас Аллах.

Ответ.
После хвалы Аллаху, Всеодаривающему, Ведущему к истине.
Намазы делятся на две категории:
1. Фард-намазы - обязательные для исполнения каждому половозрелому мусульманину и мусульманке в здравом уме. Исполняющий получает воздаяние, не исполняющий - наказание, отрицающий его - неверие. Это пятикратная молитва: утренняя, обеденная, предзакатная, вечерняя и ночная.
2. Суннат-намазы. Исполнение - вознаграждение, но оставляющим наказания не предусматривается. Есть усиленная сунна , исполняемая вместе с фардом (раватиб): два ракаата перед утренним, четыре ракаата до и два после обеденного, два после вечернего, два после ночного и витр-намаз три ракааата. Есть не усиленные сунны : четыре ракаата до предвечернего, два до вечернего, четыре до ночного. Также есть сунны, связанные со временем и местом : тахаджуд-намаз читается до утреннего намаза, время духа-намаза вступает с восхода Солнца и до зенита, таравих-намаз в месяц Рамадан, намаз испрашивания дождя, лунного и солнечного затмений, при принятии решений, проблемах, перед путешествием, после свадьбы, приветствие мечети, два ракаата перед ихрамом, после тавафа и омовения и другие. Нафль-намаз исполняется в любое время.

Что касается пятничного намаза, то он имеет свои особенности и свои далили, так как он заменяет обеденный намаз. Он состоит из двух ракаатов фарда, перед которыми две хутбы, и после и до него читается сунна.

Сунна после фарда составляет четыре ракаата, минимум два и в этом нет разногласий, так как это усиленная сунна, которую исполнял Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует). Как приводит Муслим от Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: "Тот из вас, кто будет молиться после джумга, пусть исполнит четыре ракаата". Также приводит Бухари и Муслим от Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах): "Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) после джумга исполнял два ракаата у себя дома".

Что же касается сунны, читаемой до джумга, то некоторые учёные не ограничивают её определённым количеством ракаатов, а говорят, что человек может исполнить до джумга столько ракаатов сколько считает нужным, как это делали сподвижники. Они старались пораньше прийти на джумга и тем самым заслужить больше воздаяний и читали столько ракаатов, сколько могли. Кто-то читал десять ракаатов, кто-то меньше, но когда выходил Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) из своего дома рядом с мечетью и поднимался на минбар, то сподвижники прекращали молиться дабы слушать хутбу, муедзин читал перед Ним азан и начиналась хутба. Как приводит Бухари от Салман Аль-Фариси (да будет доволен им Аллах), Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: "Кто совершит полное омовение в пятницу, очистившись должным образом, умастится маслами или благовониями, а после отправится в мечеть, не шагая по головам, будет молиться, сколько пожелает до появления имама и затем будет молча слушать, получит прощение от этой и до следующей пятницы". И в "Сахих Муслим" от Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) приводится как Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) сказал: "Кто совершит полное омовение и отправиться на пятничный намаз, будет молиться сколько пожелает, молча будет слушать пока имам не закончит хутбу, а затем исполнит намаз за ним, тот получит прощение от этой и до следующей пятницы с запасом трёх дней ". Так же приводит Абу Дауд в своём "Сахих": "Ибн Умар (да будет ими доволен Аллах) читал много ракаатов до джумга и два ракаата после джумга у себя дома и говорил, что так же поступал и Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует)". Так же Бухари приводит эти хадисы в разделе под заглавием "Молитвы до и после джумга", а учёные знают, что его заглавия это по сути его фикх. Приводится много других хадисов, указывающих на предписание суннат-намаза перед фардом джумга. Приводит Аль-Базар от Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах): "Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) исполнял два ракаата до и четыре после джумга". И "Табарани" в "Золотой середине": "Посланник Аллаха исполнял четыре ракаата до и четыре после джумга" . Передаёт Хаммад, что он слышал, как сказала София: "Я видела, как Сафия бинт Хайя исполняла четыре ракаата до выхода имама, затем два ракаата за имамом". Некоторые считают эти три хадиса слабыми, даже если это так, всё же при этом можно следовать слабым хадисам если они не противоречат более сильным, это правило известное всем учёным.

Абу Хурайра и Абу Суфьян передают от Джабира (да будет доволен ими Аллах):

Вошёл в мечеть Сулейк Аль-Гатфани когда Посланник Аллаха читал хутбу и Пророк спросил его:

Исполнил ли ты два ракаата прежде чем прийти в мечеть?

Тот ответил:

Пророк сказал:

Исполни два ракаата и не затягивай их.

Приводится Абу Дауд.

Это указывает на то, что это два ракаата сунны джумга, а не приветствие мечети, потому что Пророк спросил: "...прежде чем прийти в мечеть...". Намаз приветствия мечети не исполняется дома. И войдя в мечеть Сулейк сел, тем самым пропустив приветствие мечети. "...и не затягивай их", то есть прочитать скорее, чтобы слушать хутбу.

Что касается факихов, то ханафиты, шафииты и ханбалиты (по одному из мнений) считают необходимым читать сунну перед джумга аргументируя это хадисом, приведённым Бухари и Муслим в их "Сахих" от Абдулла бин Мугаффаль: "Между каждыми двумя азанами намаз". Повторил Он это три раза, и на третий сказал: "Тому, кто пожелает". "между двумя азанами" здесь имеется в виду азан и икамат. Это один из литературных способов арабского языка удвоение существительного как, например, две луны - Солнце и Луна, два родителя - отец и мать. Под "каждыми" подразумеваются все намазы в том числе и джумга, в которых есть азан и икамат, следовательно, между ними надо читать сунну. Во времена Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует) читался лишь один азан, а Усман бин Аффан (да будет доволен им Аллах) во время своего правления добавил ещё один азан и теперь следует исполнять эту сунну между первым и вторым азаном, до выхода имама на хутбу. Приводится другой хадис Аттирмизи что Ибн Мас"уд (да будет доволен им Аллах) исполнял четыре ракаата до и четыре после джумга. Опираясь на этот хадис, можно сказать, что подобное не является собственным иджтихадом Ибн Мас"уда, а только его следование Пророку (да благословит Его Аллах и приветствует).

Маликиты и ханбалиты (по другому мнению) отрицают сунны перед джумга, аргументируя это хадисом, приведённом в обоих сахихах от Ибн Умар (да будет доволен ими Аллах) о том, как Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) исполнял два ракаата до и после обеденного намаза, после вечернего намаза два ракаата у себя дома, после ночного намаза два ракаата и не читал сунну после пятничного намаза, а уйдя домой, исполнял там два ракаата. В этом хадисе Ибн Умар не упоминает о сунне перед пятничным намазом. На это я отвечаю так: Ибн Умар знал о том, что Пророк (да благословит Его Аллах и приветствует) исполнял перед джумга сунну и Ибн Умар не стал повторять сказанные многими доказательства.

От Абдулла бин Зубейр приводятся слова Пророка (да благословит Его Аллах и приветствует): "Перед каждым фард намазом - два ракаата". Приводит Ибн Хиббан в своём "Сахих" и это относится ко всем намазам, в том числе и к джумга.

Заключение.

После подробного изложения становится ясно, что намаз перед джумга - единое мнение учёных и все риваяты говорят об этом и все сподвижники следовали этому. Единственная разница в названиях, кто-то называет это сунной кто-то нафлем. Но аргументы в пользу первого мнения, тем более, что пятничный намаз заменяет обеденный, а перед ним и после читается сунна. И я считаю, (но лишь Аллах Всезнающий) что не надо оставлять этот намаз, как бы он не назывался, сунной или нафлем, дабы не упустить пророческую сунну, а следовать за сподвижниками (да будет доволен ими Аллах). К тому же, намаз этот исполняется в дозволенное время, так зачем же лишаться этого воздаяния?!

Во многих мечетях я видел, когда все встают чтобы исполнить этот намаз перед джумга, но некоторые остаются сидеть, кто-то из них или сидит молча, или делает дуа, читает зикр или играет с телефоном, даже не подозревая, что именно в этих действиях множество ошибок с точки зрения шариата. Во-первых, своим сидением они разрушают единство мусульман и отделяются от них, нарочито показывая, что только им одним ведома истина, а все остальные заблуждаются. Подобное может привести человека к разрушительному самообольщению и показухе, да убережёт нас Аллах от этого. Ибо именно в поклонении категорически запрещено отделяться от мусульман.
Кроме прочего, они отрицают всё то, что все мусульмане считали хорошим и передавали из поколения в поколение, исполняя этот намаз. Этим довольны Аллах и Его Посланник, ведь это поклонение, а не прегрешение. Приводится как Абдулла бин Мас"уд (да будет доволен им Аллах) сказал: "Воистину Аллах посмотрел в сердца людей и выбрал Мухаммада (да благословит Его Аллах и приветствует) и отправил Его со Своим Откровением, после ещё посмотрел в сердца людей и выбрал Ему сподвижников, и сделал их помощниками Его религии и везирами Его Пророка. То, что мусульмане считают благом, то и у Аллаха благо, а то, что считают скверным они, то и у Аллаха скверно".

Хадис сподвижника, хороший, приводится Ахмадом в "Муснад", Аль-Базар, Аттаялиси, Аттабарани, Абу Наим в "Украшение", и Аль-Байхаки.
Чтение же дуа или зикра во время молитвы причисляется к измышлению своего шариата, ибо нет на это ни сильного, ни слабого доказательства. Так и получается, что предписанное - отвергает, а не важное - ревностно исполняет.

Игра на мобильном телефоне во время чтения хутбы не только не принесёт воздаяния, но и является запрещённой.

Аллах Всезнающий и Мудрый, и не забудьте нас в своих молитвах к Нему.

Шейх Абдурраззак.

Вопрос: 1. Какие фарды есть в намазе?
2. Какие ваджибы есть в намазе?
3. Какие суннаты есть в намазе?
Мне нужен их список...
4. Расскажите про достоинства суннат-намазов. (Индонезия)

Ответ:

Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

1. ФАРД - ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В НАМАЗЕ

В НАМАЗЕ - ШЕСТЬ ФАРДОВ

1) Такбир-тахрим (начиная намаз, сказать «Аллаху акбар»).
2) Кыйям (стояние).
3) Кираат (произнесение, как минимум, трех аятов или одного длинного аята Корана).
4) Руку" (поясной поклон).
5) Обе саджды (земные поклоны).
6) Ка"да-ахира (сидение в конце последнего ракаата на протяжении времени, достаточного для прочтения ташаххуда).

2. ВАДЖИБ - НЕОБХОДИМЫЕ ДЕЙСТВИЯ В НАМАЗЕ

Под ваджибами понимаются те действия, которые необходимы для исполнения намаза. Если молящийся невольно пропустит один из них, такую ошибку можно будет компенсировать исполнением саджды-сахв (саджды, совершаемой за неумышленные ошибки).

Если же он не совершит саджды-сахв или же если он умышленно пропустит ваджиб, необходимо будет заново повторить данный намаз.

В НАМАЗЕ - ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ВАДЖИБОВ:

1) Кираат в первом и втором ракаатах фард-намаза.
2) Произнесение суры «Фатиха» во всех ракаатах любого намаза. Однако в третьем и четвертом ракаате любого из фард- намазов, это действие является сунной, а не ваджибом.
3) Произнесение суры или длинного аята, или трех коротких аятов после суры «Фатиха» в первых двух ракаатах фард-намаза и во всех раккатах ваджиб-, сунна- и нафль- намазов.
4) Прочтение суры «Фатиха» перед любой другой сурой или аятом.
5) Сохранение порядка действий в совершении кираата, руку", саджды и кыйяма.
6) Каума (распрямление тела после руку").
7) Джальса (сидение между двумя садждами).
8) Тагдилуль-Аркан, т.е. исполнение таких положений, как руку", саджда и т.д., с умиротворенностью и хорошим образом.
9) Ка"да-уля или сидение на протяжении времени произнесения ташаххуда, после двух ракаатов 3- или 4-ракаатного намаза.
10) Прочтение ташаххуда в обеих ка"дах.
11) Чтение имамом кираата вслух в фаджр-, магриб-, иша-намазах, в пятничном и праздничных намазах и в исполняемом в Рамадан таравих-намазе. Только зухр- и аср-намазы читаются имамом тихо.
12) Завершение намаза произнесением «Ассаламу алейкум уа рахматуллах».
13) Произнесение такбира («Аллаху акбар») для кунута в витр-намазе, а также произнесение дуа в кунуте.
14) Произнесение шести дополнительных такбиров в обоих праздничных намазах (т.е. специальном намазе Ураза- и Курбан-байрамов).

3. СУННАТЫ

В НАМАЗЕ - 21 СУННАТ

1) Перед произнесением такбира-тахрима поднять руки до ушей.
2) Поднимая руки при произнесении такбира, держать пальцы обеих поднятых рук прямыми и обращенными в сторону Киблы.
3) Не наклонять голову при произнесении такбира.
4) Произнесение имамом такбира-тахрима и других такбиров вслух (в соответствии с необходимостью) при переходе из одного рукна (позы) в другой.
5) Схватить правой рукой левую, сложив их ниже пупка.
6) Произнести сану («Субханакаллахумма...»).
7) Произнести тагаввуз.
8) Произнести полностью «Бисмилляхир- Рахманир-Рахим».
9) В третьем и четвертом ракаатах фард-намаза произносить только суру «Фатиха».
10) Произносить «Аминь» (тихо).
11) Произносить сану, тагаввуз, тасмию и «Аминь» тихо.
12) Произносить в каждом фард-намазе кираат в количестве, соответствующем Сунне.
13) Произносить тасбих («Субханаллах»), как минимум, трижды в каждом руку" и каждой саджде.
14) В руку" держать голову и спину на одной линии, обхватив при этом пальцами обеих рук колени.
15) Поднимаясь из руку", имам произносит «Сами"аллаху Лиман Хамидах», после чего следующие за ним молящиеся говорят: «Раббана уа Лякаль Хамд». Читающему намаз в одиночку следует произнести и тасми" («Сами"аллаху Лиман Хамидах»), и тахмид («Раббана уа Лякаль Хамд»).
16) Переходя в саджду, сначала положить на землю (на пол) колени, затем руки и в последнюю очередь лоб.
17) В ка"де и джальсе положить левую ступню горизонтально на землю (на пол) и сесть на нее, при этом правая ступня находится в вертикальном положении, а ее пальцы обращены в сторону Киблы. Ладони при этом покоятся на бедрах.
18) Поднять указательный палец правой руки при произнесении «Ашхаду Алля Иляха Илляллах» в ташаххуде.
19) Произнести салават по Пророку в ка"да-ахира (последнем сидении) после ташаххуда.
20) Прочитать предписанное дуа после салавата по Пророку.
21) При произнесении салямов повернуть лицо сначала направо, а затем налево.

4. Как передавала саидатуна Аиша (радиаллаху анха), Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал:

عن عائشة، قالت: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم: " من ثابر على ثنتي عشرة ركعة من السنة بنى الله له بيتا في الجنة: أربع ركعات قبل الظهر، وركعتين بعدها، وركعتين بعد المغرب، وركعتين بعد العشاء، وركعتين قبل الفجر "

«Кто придерживается (исполнения) двенадцати ракаатов Сунны, для того Аллах построит дом в раю; четыре ракаата перед зухром, два ракаата после зухра, два ракаата после магриба, два ракаата после иша и два ракаата перед фаджром» (Тирмизи, хадис №414)

А Аллах знает лучше.

Уассалам.


Муфтий Сухайл Тармахомед
Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи
Джамиат-уль Улама, Дар уль- Ифта